Тк рф ст 212 ч 2 абз 12

тк рф ст 212 ч 2 абз 12

Статья 212 Трудового кодекса России обсуждает вопросы, связанные с государственными нормативными требованиями в области охраны труда и национальными стандартами безопасности труда.

Государственные нормативные требования в области охраны труда представляют собой набор правил, процедур, критериев и стандартов, которые созданы с целью обеспечения безопасности и сохранения здоровья работников в ходе их профессиональной деятельности. Эти требования утверждаются в различных нормативных актах, таких как федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие документы, разрабатываемые федеральными органами власти, ответственными за регулирование рабочих отношений.

Государственные нормативные требования по охране труда являются обязательными для всех, кто осуществляет какие-либо виды деятельности, включая проектирование, строительство, эксплуатацию объектов, разработку технологических процессов и организацию труда. Главная цель этих требований – обеспечить безопасные и здоровые условия работы.

Помимо государственных нормативных требований охраны труда, существуют также национальные стандарты безопасности труда. Эти стандарты разрабатываются и утверждаются специальными федеральными органами власти и служат дополнительным руководством и рекомендациями для обеспечения безопасности и здоровья работников.

Процесс разработки, утверждения и внесения изменений в государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда регулируется законодательством, и в нем учитывается мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Это обеспечивает согласованный и консультативный процесс, направленный на обеспечение безопасности и благополучия работников.

Другой комментарий к Статье 212 ТК РФ

Медицинские осмотры по ст. 213 ТК РФ: кто производит оплату

В соответствии с ч. 8 ст. 213 Трудового кодекса медицинские осмотры работников, а также освидетельствования, предусмотренные данной статьей, обязан оплачивать работодатель. Нередко для этих целей компании заключают договоры с медучреждениями. Оплачиваются медосмотры в таких случаях напрямую работодателем в соответствии с условиями договора. Если такого договора нет, то неправомерно требовать от работников (соискателей), чтобы они проходили осмотры у врачей за свой счет.

Вместе с тем в случае с соискателями допустимо установить договоренность о прохождении ими медосмотров за свой счет с последующим возмещением со стороны компании.

ВАЖНО! Закон не ставит оплату работодателем медосмотра в зависимость от результатов этого мероприятия. Так, осмотр может выявить непригодность соискателя к работе, и трудовой договор с ним не будет заключен. Но это не освобождает работодателя от обязанности произвести оплату осмотра.

Для того чтобы получить деньги, сотруднику нужно написать заявление на имя руководителя компании в произвольной форме. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие оплату медицинских услуг. При этом закон не устанавливает конкретного срока выплаты денег в счет затрат на медосмотр. Как правило, выплаты производятся в ближайший день перечисления зарплаты.

ВАЖНО! Расходы на обязательные врачебные осмотры сотрудников, в чьей работе присутствуют вредные или опасные факторы, работодатели могут возместить за счет уменьшения страховых взносов в ФСС (см. «Правила финансового обеспечения…», утв. приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н).

Если компания откажется платить сотруднику деньги за медосмотр, он вправе взыскать их в судебном порядке.

Регулярное психиатрическое освидетельствование некоторых работников

В ч. 7 ст. 213 ТК РФ установлены особые требования к контролю состояния здоровья работников, чья деятельность связана с повышенной опасностью и/или вредными веществами и плохими производственными факторами. Такие сотрудники должны регулярно проходить осмотры у врача-психиатра.

Виды работ, которые предполагают прохождение таких освидетельствований, определены постановлением Правительства РФ «О реализации закона “О психиатрической помощи…”» от 28.04.1993 № 377. В частности, к таковым отнесены работы, сопряженные с воздействием вредных химических (например, производство и прочие процессы, связанные с выделением аминокислоты) и физических факторов (например, работа в условиях постоянно повышенной/пониженной температуры воздуха, физических перегрузок).

Цель подобных мероприятий — определение пригодности работников к выполнению их обязанностей, требующих трезвости ума, внимания и концентрации. Освидетельствование проводится перед поступлением на работу (наряду с предварительным медосмотром, который, как правило, также обязателен для таких сотрудников), а затем — не реже чем 1 раз в 5 лет.

Категории работников, обязанных проходить медосмотры согласно ТК РФ

Некоторые сотрудники в силу специфики их трудовых обязанностей должны проходить врачебные осмотры. К таковым относятся, прежде всего, перечисленные в ст. 213 ТК РФ работники.

Во-первых, к ним относятся лица, работающие во вредных и/или опасных условиях, что означает:

  1. На работе присутствуют вредные или опасные факторы, включенные в специальный перечень, который содержится в Приложении № 1 к Приказу Минздрава РФ «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных факторов…» от 12.04.2011 № 302н (далее — приказ № 302н). Это могут быть биологические, физические, химические факторы или факторы трудового процесса (к примеру, физические нагрузки).
  2. Сама работа по своему характеру является опасной и включена в соответствующий перечень (приложение № 2 к приказу № 302н). Например, сюда относятся высотные работы и работы на взрывоопасных объектах.

Во-вторых, обязательным медосмотрам подлежат лица, работающие в сфере движения транспорта. Перечень таких сотрудников утвержден Правительством РФ (Постановление от 19.01.2008 № 16). Сюда относятся как лица, непосредственно управляющие транспортом, так и прочие работники, чья работа связана с движением транспорта: диспетчеры, операторы, дежурные и т. д.

В-третьих, медосмотры обязаны проходить сотрудники:

  • предприятий, торговли, общепита, пищепрома;
  • детских учреждений;
  • медицинских организаций;
  • водопроводных сооружений.

Неисполнение работодателем требований абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ

Работодатель должен обеспечить охрану труда и его безопасные условия. Это включает в себя, в том числе, и обязанность по организации и оплате обязательных медицинских осмотров и освидетельствований (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

В случае неисполнения работодателем данной обязанности, которое может выражаться как в допуске не прошедшего осмотр или освидетельствование лица к работе, так и в допуске к ней лица, имеющего противопоказания, может повлечь наложение штрафа по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Размеры штрафа следующие:

  • для организаций — от 100 000 до 130 000 руб.;
  • для должностных лиц и ИП — от 15 000 до 25 000 руб.

При повторном нарушении ответственность усиливается — ч. 5 указанной статьи КоАП РФ содержит повышенные штрафы, а также и более суровые наказания, например в виде административного приостановления деятельности.

За нарушение правил охраны труда установлена и уголовная ответственность. Так, возможно привлечение лица к ответственности по ст. 143 УК РФ, если им был допущен к работе человек, не прошедший медосмотр или имеющий противопоказания к работе, в результате чего наступили последствия в виде тяжкого вреда здоровью или смерти.

***

Таким образом, согласно Трудовому кодексу медосмотры всегда должен организовывать и оплачивать работодатель. За невыполнение данной обязанности установлена юридическая ответственность. Но и работник, не прошедший медосмотр по своей вине, также ощутит негативные последствия: время отстранения от работы оплачено ему не будет.

Еще больше материалов по теме в рубрике: “Медицинский осмотр”.

Другой комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда одновременно соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней), а во-вторых, для привлечения виновных лиц к ответственности.

3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 “Административные и бытовые здания” работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах, исходя из специфики производства.

Соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда должно определяться Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, “Предельно-допустимыми концентрациями вредных веществ в воде водоемов санитарно-бытового водопользования” и “Допустимыми уровнями вибрации инструментов и производственного оборудования” (Охрана труда. М., 2002. С. 94 – 116).

Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 (БМТ РФ. 1997. N 5).

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке с целью определения фактических значений их параметров. Для организации и проведения аттестации издается приказ, в соответствии с которым создаются общая аттестационная комиссия, а при необходимости – аналогичные комиссии в структурных подразделениях. В состав аттестационных комиссий рекомендуется включать специалистов служб охраны и оплаты труда, главных специалистов, руководителей подразделений, медицинских работников, комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается по:

1) степени вредности и опасности;

2) степени травмобезопасности;

3) обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Если фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы по этой триаде критериев, то условия труда на данном рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным и вносятся предложения по приведению его в соответствие с правовыми актами по охране труда. При отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Информация о результатах аттестации рабочих мест должна доводиться до сведения работников.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда РФ.

5. Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников является обязанностью работодателя при заключении трудового договора (см. статью 68 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 8, 372 ТК РФ и др.).

В силу ст. 5 ТК РФ правила и инструкции не могут противоречить ТК РФ и иным правовым актам. Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми инструкциями по охране труда локальные правила и инструкции содержат следующие разделы:

– общие требования безопасности, включающие условия допуска работников к самостоятельной работе; перечень опасных и вредных производственных факторов; перечень специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; правила по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, оказанию первой (доврачебной) помощи, личной гигиены;

– требования безопасности перед началом работы, во время работы и по окончанию работы;

– требования безопасности в аварийных ситуациях.

Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, а также для работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе этих актов и утверждаются в порядке, установленном данными органами.

Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Досрочный их пересмотр предусмотрен:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) при изменении условий труда работников;

в) при внедрении новой техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д) по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров.

В случае изменения условий труда, предусмотренных письменным трудовым договором (ст. 57 ТК РФ), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм ст. 74 ТК, т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

Коментарии к статье
Оставьте первый комментарий

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *