Тк рф ст 212 ч 2 абз 12
Статья 212 Трудового кодекса России обсуждает вопросы, связанные с государственными нормативными требованиями в области охраны труда и национальными стандартами безопасности труда.
Государственные нормативные требования в области охраны труда представляют собой набор правил, процедур, критериев и стандартов, которые созданы с целью обеспечения безопасности и сохранения здоровья работников в ходе их профессиональной деятельности. Эти требования утверждаются в различных нормативных актах, таких как федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие документы, разрабатываемые федеральными органами власти, ответственными за регулирование рабочих отношений.
Государственные нормативные требования по охране труда являются обязательными для всех, кто осуществляет какие-либо виды деятельности, включая проектирование, строительство, эксплуатацию объектов, разработку технологических процессов и организацию труда. Главная цель этих требований – обеспечить безопасные и здоровые условия работы.
Помимо государственных нормативных требований охраны труда, существуют также национальные стандарты безопасности труда. Эти стандарты разрабатываются и утверждаются специальными федеральными органами власти и служат дополнительным руководством и рекомендациями для обеспечения безопасности и здоровья работников.
Процесс разработки, утверждения и внесения изменений в государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда регулируется законодательством, и в нем учитывается мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Это обеспечивает согласованный и консультативный процесс, направленный на обеспечение безопасности и благополучия работников.
Другой комментарий к Статье 212 ТК РФ
- Медицинские осмотры по ст. 213 ТК РФ: кто производит оплату
- Регулярное психиатрическое освидетельствование некоторых работников
- Категории работников, обязанных проходить медосмотры согласно ТК РФ
- Неисполнение работодателем требований абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ
- Другой комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации
Медицинские осмотры по ст. 213 ТК РФ: кто производит оплату
В соответствии с ч. 8 ст. 213 Трудового кодекса медицинские осмотры работников, а также освидетельствования, предусмотренные данной статьей, обязан оплачивать работодатель. Нередко для этих целей компании заключают договоры с медучреждениями. Оплачиваются медосмотры в таких случаях напрямую работодателем в соответствии с условиями договора. Если такого договора нет, то неправомерно требовать от работников (соискателей), чтобы они проходили осмотры у врачей за свой счет.
Вместе с тем в случае с соискателями допустимо установить договоренность о прохождении ими медосмотров за свой счет с последующим возмещением со стороны компании.
ВАЖНО! Закон не ставит оплату работодателем медосмотра в зависимость от результатов этого мероприятия. Так, осмотр может выявить непригодность соискателя к работе, и трудовой договор с ним не будет заключен. Но это не освобождает работодателя от обязанности произвести оплату осмотра.
Для того чтобы получить деньги, сотруднику нужно написать заявление на имя руководителя компании в произвольной форме. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие оплату медицинских услуг. При этом закон не устанавливает конкретного срока выплаты денег в счет затрат на медосмотр. Как правило, выплаты производятся в ближайший день перечисления зарплаты.
ВАЖНО! Расходы на обязательные врачебные осмотры сотрудников, в чьей работе присутствуют вредные или опасные факторы, работодатели могут возместить за счет уменьшения страховых взносов в ФСС (см. «Правила финансового обеспечения…», утв. приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н).
Если компания откажется платить сотруднику деньги за медосмотр, он вправе взыскать их в судебном порядке.
Регулярное психиатрическое освидетельствование некоторых работников
В ч. 7 ст. 213 ТК РФ установлены особые требования к контролю состояния здоровья работников, чья деятельность связана с повышенной опасностью и/или вредными веществами и плохими производственными факторами. Такие сотрудники должны регулярно проходить осмотры у врача-психиатра.
Виды работ, которые предполагают прохождение таких освидетельствований, определены постановлением Правительства РФ «О реализации закона “О психиатрической помощи…”» от 28.04.1993 № 377. В частности, к таковым отнесены работы, сопряженные с воздействием вредных химических (например, производство и прочие процессы, связанные с выделением аминокислоты) и физических факторов (например, работа в условиях постоянно повышенной/пониженной температуры воздуха, физических перегрузок).
Цель подобных мероприятий — определение пригодности работников к выполнению их обязанностей, требующих трезвости ума, внимания и концентрации. Освидетельствование проводится перед поступлением на работу (наряду с предварительным медосмотром, который, как правило, также обязателен для таких сотрудников), а затем — не реже чем 1 раз в 5 лет.
Категории работников, обязанных проходить медосмотры согласно ТК РФ
Некоторые сотрудники в силу специфики их трудовых обязанностей должны проходить врачебные осмотры. К таковым относятся, прежде всего, перечисленные в ст. 213 ТК РФ работники.
Во-первых, к ним относятся лица, работающие во вредных и/или опасных условиях, что означает:
- На работе присутствуют вредные или опасные факторы, включенные в специальный перечень, который содержится в Приложении № 1 к Приказу Минздрава РФ «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных факторов…» от 12.04.2011 № 302н (далее — приказ № 302н). Это могут быть биологические, физические, химические факторы или факторы трудового процесса (к примеру, физические нагрузки).
- Сама работа по своему характеру является опасной и включена в соответствующий перечень (приложение № 2 к приказу № 302н). Например, сюда относятся высотные работы и работы на взрывоопасных объектах.
Во-вторых, обязательным медосмотрам подлежат лица, работающие в сфере движения транспорта. Перечень таких сотрудников утвержден Правительством РФ (Постановление от 19.01.2008 № 16). Сюда относятся как лица, непосредственно управляющие транспортом, так и прочие работники, чья работа связана с движением транспорта: диспетчеры, операторы, дежурные и т. д.
В-третьих, медосмотры обязаны проходить сотрудники:
- предприятий, торговли, общепита, пищепрома;
- детских учреждений;
- медицинских организаций;
- водопроводных сооружений.
Неисполнение работодателем требований абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ
Работодатель должен обеспечить охрану труда и его безопасные условия. Это включает в себя, в том числе, и обязанность по организации и оплате обязательных медицинских осмотров и освидетельствований (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
В случае неисполнения работодателем данной обязанности, которое может выражаться как в допуске не прошедшего осмотр или освидетельствование лица к работе, так и в допуске к ней лица, имеющего противопоказания, может повлечь наложение штрафа по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Размеры штрафа следующие:
- для организаций — от 100 000 до 130 000 руб.;
- для должностных лиц и ИП — от 15 000 до 25 000 руб.
При повторном нарушении ответственность усиливается — ч. 5 указанной статьи КоАП РФ содержит повышенные штрафы, а также и более суровые наказания, например в виде административного приостановления деятельности.
За нарушение правил охраны труда установлена и уголовная ответственность. Так, возможно привлечение лица к ответственности по ст. 143 УК РФ, если им был допущен к работе человек, не прошедший медосмотр или имеющий противопоказания к работе, в результате чего наступили последствия в виде тяжкого вреда здоровью или смерти.
***
Таким образом, согласно Трудовому кодексу медосмотры всегда должен организовывать и оплачивать работодатель. За невыполнение данной обязанности установлена юридическая ответственность. Но и работник, не прошедший медосмотр по своей вине, также ощутит негативные последствия: время отстранения от работы оплачено ему не будет.
Еще больше материалов по теме в рубрике: “Медицинский осмотр”.
Другой комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.
2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда одновременно соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней), а во-вторых, для привлечения виновных лиц к ответственности.
3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 “Административные и бытовые здания” работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах, исходя из специфики производства.
Соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда должно определяться Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, “Предельно-допустимыми концентрациями вредных веществ в воде водоемов санитарно-бытового водопользования” и “Допустимыми уровнями вибрации инструментов и производственного оборудования” (Охрана труда. М., 2002. С. 94 – 116).
Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК РФ и комментарий к ней).
4. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 (БМТ РФ. 1997. N 5).
Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.
Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др.
Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке с целью определения фактических значений их параметров. Для организации и проведения аттестации издается приказ, в соответствии с которым создаются общая аттестационная комиссия, а при необходимости – аналогичные комиссии в структурных подразделениях. В состав аттестационных комиссий рекомендуется включать специалистов служб охраны и оплаты труда, главных специалистов, руководителей подразделений, медицинских работников, комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.
Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается по:
1) степени вредности и опасности;
2) степени травмобезопасности;
3) обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.
Если фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы по этой триаде критериев, то условия труда на данном рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным и вносятся предложения по приведению его в соответствие с правовыми актами по охране труда. При отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
Информация о результатах аттестации рабочих мест должна доводиться до сведения работников.
Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.
Государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда РФ.
5. Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников является обязанностью работодателя при заключении трудового договора (см. статью 68 ТК РФ и комментарий к ней).
Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 8, 372 ТК РФ и др.).
В силу ст. 5 ТК РФ правила и инструкции не могут противоречить ТК РФ и иным правовым актам. Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.
В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми инструкциями по охране труда локальные правила и инструкции содержат следующие разделы:
– общие требования безопасности, включающие условия допуска работников к самостоятельной работе; перечень опасных и вредных производственных факторов; перечень специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; правила по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, оказанию первой (доврачебной) помощи, личной гигиены;
– требования безопасности перед началом работы, во время работы и по окончанию работы;
– требования безопасности в аварийных ситуациях.
Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, а также для работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе этих актов и утверждаются в порядке, установленном данными органами.
Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Досрочный их пересмотр предусмотрен:
а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
б) при изменении условий труда работников;
в) при внедрении новой техники и технологии;
г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
д) по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров.
В случае изменения условий труда, предусмотренных письменным трудовым договором (ст. 57 ТК РФ), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм ст. 74 ТК, т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.
Оставьте первый комментарий