Входит ли декрет в стаж государственной гражданской службы

Входит ли декрет в стаж государственной гражданской службы

В соответствии со статьей 1 закона № 4468-1, к лицам, которые проходят военную службу, относятся:

  • рядовые солдаты и матросы;
  • офицеры армии и флота;
  • мичманы и прапорщики.

При этом статья 2 закона № 53-ФЗ устанавливает, что условия зачета времени, проведенного в армии, одинаковы как для контрактников, так и для призывников.

Посмотрите также: все о контракте на военную службу

Отдельно стоит ответить на вопрос, входит ли служба в советской армии в общий трудовой стаж, ответ — да. Она упоминалась в ранее действовавшем законодательстве, 173-ФЗ от 17.12.2001, сейчас в законе речь идет о любой военной службе, поэтому оснований для исключения такого периода при его документальном подтверждении у Пенсионного фонда нет.

Исчисление стажа государственной службы

Итак, исходя из норм закона, периоды, прямо указанные в законе 79-ФЗ, а также указанные в соответствующих Указах президента, автоматически идут в расчет к государственной гражданской службе.

Хотя на практике требуется решение специально созданной комиссии по стажу. Также в некоторых случаях до 5 лет работы на должностях, не имеющих отношения к ГГС, могут быть засчитаны , но на усмотрение работодателя или специальной комиссии.

Рассмотрим такую ситуацию. Гражданин занимает должность государственной гражданской службы налогового инспектора на протяжении 5 лет. До этого он 2 года работал служащим в избирательной комиссии субъекта РФ, 3 года – специалистом по имуществу в администрации муниципального образования и 5 лет – главным бухгалтером государственного унитарного предприятия.

Время работы налоговым инспектором является ГГС в силу прямого указания соответствующего ФЗ, работа в ИК и местной администрации засчитываются в нее как с точки зрения закона, так и на основании обоих указанных указов.

Кроме того, поскольку работа в налоговой инспекции требует финансовой грамотности и бухгалтерские знания, гражданин вправе обратиться с заявлением о зачете стана работы бухгалтером в ГГС. Поскольку максимальный период ограничивается 5 годами, то все 5 лет могут быть засчитаны. В случае положительного решения стаж ГГС, таким образом, составит 15 лет.

Перечь документов для подтверждения

Документом, удостоверяющим стаж гражданской госслужбы, считается трудовая книжка. Если ее нет, то подтвердить продолжительность своей государственной работы можно с помощью архивной справки. К ней необходимо приложить копии приказов о вступлении на должность и снятие с нее.

Также необходимо подтвердить, что занимаемая должность имеет отношение к госуправлению. Для этого требуются следующие документы:

  • трудовая книжка;
  • положение о госучреждении, где осуществлялась профессиональная деятельность;
  • инструкция о должностных обязанностях.

Новые требования к стажу для замещения должностей государственной гражданской службы

Президентом Российской Федерации определены новые квалификационные требования к стажу, необходимому для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Это сделано путем издания Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».

Принципиально сама продолжительность стажа осталась без изменений. В соответствии с п. 1 Указа от 16.01.2017 № 16 теперь требуется для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

По сравнению с действовавшим ранее Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2005 № 1131 изменения здесь носят только редакционный характер. Во-первых, было исключено указание на стаж государственной службы иных видов. Однако принципиального значения это не имеет, поскольку в соответствии с п. 3 того же Указа от 16.01.2017 № 16 при исчислении стажа государственной гражданской службы для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в указанный стаж включаются периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов, государственных должностей, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы и иных должностей в соответствии с федеральными законами. Соответственно, при определении стажа государственной гражданской службы, необходимого для замещения конкретной должности гражданской службы, в него, по-прежнему, должны включаться периоды замещения должностей государственной службы иных видов.

Во-вторых, в п. 1 Указа от 16.01.2017 № 16 появилось указание на учет стажа работы не только по специальности, но и по направлению подготовки. Это связано с действующими нормами законодательства об образовании, согласно которым профессиональное образование может быть получено как по определенным специальностям (среднее профессиональное образование; специалитет), так и по направлениям подготовки (бакалавриат, магистратура).

Новый указа также, как и действовавший ранее устанавливает сокращенную продолжительность стажа, требуемого для замещения ведущих должностей государственной гражданской службы – 1 год для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома.

Новеллой Указа от 16.01.2017 № 16 является определение правил исчисления стажа работы по специальности, направлению подготовки в зависимости от полученного образования. Появление ее обусловлено изменениями, внесенными в 2021 году в ст. 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которым для замещения должностей государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя может вводиться дополнительное квалификационное требование – к специальности, направлению подготовки (ч. 1 ст. 12). Если такое требование для должности гражданской службы введено – оно подлежит включению в должностной регламент (ч. 7 ст. 12).

Соответственно, при исчислении стажа по специальности, направлению подготовки кадровым службам государственных органов теперь надлежит учитывать установлено ли для конкретной должности гражданской службы квалификационное требование к специальности, направлению подготовки или нет.

В первом случае при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж должны включаться периоды работы по этой специальности, этому направлению подготовки после получения гражданином (федеральным государственным гражданским служащим) документа об образовании и (или) о квалификации по указанным специальности, направлению подготовки. Во втором — включаются все периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности федеральной государственной гражданской службы (другими словами: документа о наличии высшего либо среднего образования без учета его направленности).

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа от 16.01.2017 № 16.

Что такое стаж с точки зрения занятости на работе

Рабочий стаж – это не только то время, которое сотрудник (в нашем случае, сотрудница) проводит непосредственно на рабочем месте. Есть много периодов, засчитываемых в стаж, не включающих непосредственно процесс работы. Например, к такому времени относятся ежегодные отпуски, нахождение на больничном, оплачиваемая предприятием учеба и другие предусмотренные законом события.

Входит или нет данный период в трудовой стаж, определяет простой и очевидный момент: начисляются ли в этот период на работника страховые взносы в Пенсионный фонд (ст. 11 ФЗ № 173). Таким образом, если человек застрахован в системе ПФР, все это время засчитывается ему в трудовой стаж.

Нужно отличать, для чего вычисляется время того или иного стажа.

Стаж работы по специальности – это все время, посвященное определенной профессиональной деятельности, плюс периоды, отмеченные в законе отдельно. Время этого стажа используется, в частности, для определения права занимать определенные должности.

Страховой стаж – те временные промежутки, когда с доходов человека производились выплаты в Пенсионный фонд. Именно от него зависит размер будущих выплат на пенсии.

И, наконец, специальный стаж – количество отработанных лет, необходимых для льготного выхода на пенсию раньше срока наступления старости, который предусмотрен для особых категорий работников. Иногда его еще называют «выслугой лет».

Какие периоды работы госслужащего учитываются?

Указом Президента №1574 введен в силу перечень должностей, относящихся к госслужбе. Период, в течение которого государственный работник занимал одну из указанных в перечне должностей, идет в суммарный стаж служащего. В этот документ внесены различные должности:

  • Федеральные;
  • Муниципальные;
  • Региональные;
  • Военные;
  • Правоохранительные;
  • Иные.

По решению руководства госоргана в стаж сотрудника вносится работа на должностях, которые не входят в перечень. Количество времени, затраченное служащим на приобретение нужных для выполнения служебных обязанностей навыков и знаний, также засчитывается в служебный срок. Годы работы в системе госуправления СССР идут в зачет общего стажа служащего.

В продолжительность госслужбы не могут быть занесены периоды работы:

  • в роли персонала, занимающегося техобеспечением госучреждений;
  • в организационном отделе стройотряда;
  • в качестве сотрудника парткома на предприятиях;
  • на должности председателя колхоза;
  • в кооперативах;
  • частным предпринимателем;
  • в роли подрядчика;
  • в качестве наемного сотрудника у частных лиц;
  • в коммерческих организациях.

В трудовой стаж госслужащего также заносятся некоторые виды деятельности, не отраженные в перечне. К таковым относятся следующие периоды работы:

  • в ликвидированных госучреждениях, переданных по закону федеральным госслужбам.
  • в госаппаратах, переформированных в федеральные органы управления;
  • в системе управления СССР;
  • в госкорпорациях и ассоциациях, созданных по указу Совета Министров СССР.

Перечисленные выше виды деятельности заносятся в стаж служащего по решению руководства госучреждения. Если по каким-то причинам этого сделать не получается, следует обратиться в Минсоцразвития РФ. Он уполномочен решать вопросы начисления стажа госслужащим.

Засчитывают ли военную службу в страховой стаж

По закону, длительность страхового трудового периода влияет на два нюанса: на возможность получить страховую пенсию и на процент при расчете пособия по нетрудоспособности. В обеих ситуациях учитывают и период службы гражданина в ВС РФ — для получения пенсии (п. 1 ст. 12 ФЗ № 400) и для больничного (п. 1.1 ст. 16 ФЗ № 255 от 29.12.2006).

В качестве вывода есть однозначный ответ на вопрос: входит ли в стаж служба в армии при начислении пенсии — да, но при условии, что ей предшествовал или после нее следовал период трудовой деятельности, и она подтверждена документально (п. 2 ст. 12 ФЗ № 400).

Входит ли декретный отпуск в трудовой стаж

БиР полностью входит в трудовой и страховой стаж и учитывается при расчете пенсионных выплат (п. 2 ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

При УзР в трудовой и страховой стаж включается время нахождения в декрете до 1,5 лет, но не более 6 лет всего (исключение — досрочное назначение пенсии по старости, ст. 256 ТК РФ). Время нахождения в УзР с 1,5 до 3 лет засчитывается в трудовой стаж, но не учитывается при расчете страхового стажа.

Подробнее: засчитывается ли декретный отпуск в трудовой стаж

  • Кондрахина Виктория

Как исчисляется стаж государственной гражданской службы?

Указом Президента РФ утверждены должности, период работы на которых засчитывается в стаж государственной гражданской службы. Это довольно внушительный список, состоящий из 20 пунктов. Если обобщить, то получится, что в стаже государственной гражданской службы учитываются сроки занятости на государственных (к примеру, Президент РФ) и муниципальных должностях (депутат региональной думы от района), на должностях гражданской службы (например, премьер-министр республики в составе РФ), военных должностях и должностях в правоохранительных органах, а также на некоторых других (органов налоговой полиции, таможни, уголовно-исполнительной системы и т. д.).

Правила расчета стажа госслужбы, утвержденные Указом Президента РФ, разъясняют, что при исчислении стажа государственной гражданской службы госслужащего суммируются все периоды работы на должностях, перечень которых определен законодательно и замещение которых засчитывается в стаж государственной гражданской службы.

Документально подтвердить стаж государственной гражданской службы можно записями в трудовой книжке, в некоторых случаях – военным билетом. Если данные в трудовой книжке ошибочны или отсутствуют, то доказательством будет справка из архива, содержащая сведения о периодах гражданской службы. Расчет ведется в календарных месяцах и годах, при этом каждые 30 дней переводятся в 1 календарный месяц, а каждые 12 месяцев в 1 календарный год.

Пример

Гражданин проработал в правоохранительных органах на должности, включенной в Перечень, 6 лет 4 месяца и 21 день. Затем он 8 лет 7 месяцев и 9 дней работал в прокуратуре – также на должности, включенной в Перечень. Путем математического сложения получим общий стаж гражданина на государственной службе — 15 лет.

Как работодателю учесть стаж военнообязанного

При трудоустройстве военнообязанного или призывника работодатель берет у него основные документы — паспорт, СНИЛС, трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности СТД-Р (ст. 65, ст. 66.1 ТК РФ).

Дополнительно военнообязанный предоставляет в отдел кадров военный билет или иной документ воинского учета. Тогда начинает исчисляться официальный трудовой период в этой организации. А документ воинского учета подтверждает, что служба в армии входит в стаж — в общий трудовой и страховой.

Коментарии к статье
Оставьте первый комментарий

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *